Имя в авиации СТИХИЯ – ПЯТЫЙ ОКЕАН В начале 50-х годов в коммунальной квартире дома №55 по Ленинградскому шоссе в маленькой комнатке жил совершенно удивительный человек, летчик-испытатель 1 класса Валентин Аркадьевич Котилко. Судьба его связала с Соколом еще с 1934 г., когда он 19-летним юношей приехал в Москву и стал студентом Московского авиационного института. Родом из города Аткарска в Саратовской области, он вырос на волжских просторах и с 16-ти лет плавал по Волге сначала простым матросом, потом гидротехником. Но его звал «пятый» воздушный океан. Желание летать было непреодолимо. И вот он в Москве. Став студентом самолетостроительного факультета МАИ, одновременно поступает в летную школу ОСОАВИАХИМа и, окончив ее в 1935 г., работает по совместительству в нескольких авиаклубах разных районов Москвы в качестве инструктора-летчика. Уже в 1938 году, еще будучи студентом МАИ, он становится инженером-летчиком знаменитого ЦАГИ. Одержимый жаждой летать на всех видах самолетов, он, помимо гражданской летной школы, в 1940 году оканчивает военную школу летчиков-истребителей в Херсоне. В 1941 г. Валентин Аркадьевич становится курсантом Херсонской авиашколы летчиков-инструкторов. Война... Он считал, что ему не повезло: Котилко сделал всего 10 боевых вылетов, и был направлен в Высшее Конотопское авиационное училище в качестве инструктора-летчика для подготовки летных кадров. Он безупречно управлял всеми видами самолетов того времени, владел техникой ночных и слепых полетов и все свое мастерство передавал молодым курсантам. Окончилась война, и в 1946 г. Валентин Аркадьевич был демобилизован, но уже с 1947 г. он начал работать летчиком-испытателем в Министерстве авиационной промышленности СССР. Перед ним стояла задача — проводить испытания самолетов для запуска их в серийное производство. В 1948 году он испытывал опытные самолеты УТБ-2 (пикировщик) и знаменитый СУ-12. Это был поршневой самолет, предназначенный для артиллерии как разведчик-корректировщик. Л. Кузьмина в своей книге «Генеральный конструктор — Павел Сухой (страницы жизни)» вспоминает: «Все главные конструкторы отказались от разработки этого самолета. За него взялся Сухой. Самолет СУ-12 спроектировали и построили в невероятно короткий срок — всего за 150 дней. Он был испытан, заказчику понравился, но в серию не пошел, т.к. наступило время реактивной авиации». Впоследствии, в 1955 г. главный конструктор П. Сухой в служебной характеристике на летчика-испытателя Котилко В.А. отметит, что «т. Котилко В. А. летает на 33-х основных типах современных самолетов: истребителях, бомбардировщиках, реактивных самолетах и вертолетах. Общий налет превышает 2692 часа, летает ночью и в сложных метеоусловиях, имеет отличную технику пилотирования». В этой же характеристике П. Сухой отмечал, что летчик-испытатель Котилко В.А. проводил испытания нового вооружения на предельно допустимых скоростях и высотах; экспериментальные испытания самолета ЯК-23, физически трудно переносимые, с продолжительным пребыванием на высотах 11 тыс. м. без герметической кабины, в целом испытал, довел и сдал более 250 самолетов ЯК-23, МИГ-15, УТИ МИГ-15 и МИГ-17. Общий высотный налет составил 1020 часов. Легендарный летчик Громов, который в 1952 г. был начальником Управления летной службы МАП, лично знал Валентина Аркадьевича и высоко ценил его профессионализм. В рекомендательном письме главному конструктору А.И.Микояну подчеркивал, что тов. Котилко провел много экспериментальных работ, делится опытом доводки самолетов с заводскими летчиками и «по результатам выполненной работы от всех заводов т. Котилко имеет блестящие отзывы». Когда думаешь о таком человеке, то невольно приходит на память горьковский Сокол с его страстью подняться в небо. Валентин Аркадьевич Котилко прожил на свете всего 50 лет, но это была короткая и яркая жизнь. Дазмира Орлова Газета «Сокол», №8(1998г.) ноябрь |
|
© kotilko-va |